ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Б.Е. Андюсев

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева

Наконец, после долгих обсуждений, Россия выходит на этап системной реализации задач реформирования образования. Связано это, прежде всего, с необходимостью окончательного оформления постиндустриального общества рыночного типа. В данной парадигме образование становится ключевым условием формирования «общества знаний», основанного на главенстве «производства» интеллектуального продукта. Для нового типа личности важна способность генерирования конкурентоспособного, дорогостоящего и востребованного на рынке инновационного продукта на основе креативной мыследеятельности. Не менее значимо наличие качеств творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.

В технологической цепочке организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса на ведущие позиции выходят показатели достоверности ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА и максимальной эффективности. Прежние оценки по единичным показателям допускают высокий процент ошибок, себестоимость которых необычайно высока. Поэтому все большее значение приобретают формы комплексного оценивания. К ним, в первую очередь, относится аутентичное оценивание. Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяю­щийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусмат­ривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в ус­ловиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной. Одной из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного оце­нивания в деятельности, ориентированной на результат, служит метод портфолио (performance portfolio or portfolic assessment).

Ныне используется множество дефиниций понятия ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА «портфолио». Большинство из них соотносят со сферой образования. Однако мы используем применение метода портфолио для любой практико-результативной деятельности. Портфолио есть систематический и специально организован­ный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспоособного выхода на рынок труда. Портфолио – отчет по процессу деятельности, показывающий, как человек думает, подвергает сомнению, анализиру­ет, синтезирует, производит, создает и как он взаимодействует на интеллекту­альном, эмоциональном и социальном уровнях с другими людьми. Таким образом, мы против упрощенного взгляда на портфолио как на «своеобразную выставку работ, задачей которой ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА является отслеживание личностного роста», «как файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая доку­ментирует приобретенный опыт и достижения».

В последние годы широко обсуждается вопрос о применении портфолио в сфере предпрофильной и профильной образовательной деятельности. Ряд высших учебных заведений также задумались о введении метода портфолио в систему оценочного инструментария. Мы считаем крайне важным начало работы по проектированию и созданию системы аутентичного мониторинга успешной деятельности преподавателей и студентов и в нашем вузе.



Для профессорско-преподавательского корпуса аутентичность видится как в оценивании компетентностей службами профессиональной аттестации, так и в самообследовании, самоанализе, самооценке и проектировании саморазвития самого преподавателя. Данная система позволяет выйти на ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА рыночные условия взаимодействия работодателя и работника, при которых оплата труда может более адекватно соответствовать ключевым надпрофильным и узкопрофессиональным компетенциям. Наличие инструмента системного анализа компетентностей в динамике развития позволяет работнику доказательно требовать корректировки оплаты труда в адекватной динамике роста. В данном виде разделы портфолио могут включать следующие оценочные показатели: профессионально составленное резюме, описание карьерного потенциала и готовности к карьере, авторскую концепцию педагогической деятельности, оценки качества работы по результатам обученности студентов, результативные педтехнологии, научную деятельность, проекты и гранты, грифы учебных пособий и учебников, патенты, выступления различного уровня на научных конференциях, аннотации, рецензии и отзывы на различные работы, сертификаты о прохождении стажировок и курсов повышения ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА квалификации, документы об участии и достижениях в общественной жизни вуза и города, авторские разработки программ, создание УМК курсов по выбору, организация творческих групп и др.

Крайне важно в портфолио представить отчет по процессу образовательной деятельности преподавателя, самоанализу значимых образовательных результатов. В целях объективизации оценок каждый показатель должен иметь рейтинговый «вес» в баллах. Соответственно, конкурсные дела могут иметь внутренние «пороговые» значения.

Применение портфолио в образовательной деятельности студентов также может совместить учебный и профессионально-кадровый уровни. Необходимо использовать его как для развития у студентов умения анализировать и оценивать про­цесс собственного развития, так и формирования навыков проектирования представления себя, авторского ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА нестандартного резюме работодателям.

Для повышения мотивационной составляющей в получении студентом высшего образования следует четко сформулировать цели, прямые и косвенные задачи обучения на основании своих интересов, потребностей и самооценки психолого-педагогических и профессионально значимых компетентностей. В идее метода портфолио заключены общие методологические подходы к проведению рефлексивного исследования по результатам формирования информационно-содержательной папки. Портфолио служит динамичному процессу осознания своих возможностей, проектирования и выстраивания путей реализации поэтапных жизненных и учебно-профессиональных планов и, в конечном счете, позитивному изменению личности.

При использовании портфолио наиболее полно можно привлечь самих студентов к самостоятельному осмыслению и решению проблем на всех стадиях процесса обучения. Умело скомпонованный портфолио ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА реально может совместить представление информации и анализ предметных знаний и навыков, процесс овладения практическим педагогическим мастерством на занятиях и в ходе педагогической практики. Наряду с этим, накопительный портфолио позволяет систематически собирать лучшие работы, публикации, разработки занятий, видеозаписи, фотографии, компьютерные презентации, отчеты, поэтапные показатели работы над дипломным исследованием и др.

В качестве общей компетенции студента в готовности конкурировать на рынке образовательных учреждений возможны оценочные подходы, принятые при аттестации на вторую квалификационную категорию.

Во-первых, в оценке квалификации – знаниями и умениями, согласно требованиям стандартов педагогического образования, в области основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; содержания базового компонента преподаваемого предмета ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: методик обучения и воспитании.

Во-вторых, в наличии профессионализма – обладании коммуникативными компетентностями, наборе методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих вариативный образовательный процесс, методы и средства педагогической диагностики; основные формы выстраивания индивидуально-ориентированного и уровневого образования.

В-третьих, в продуктивности – обладании высоким уровнем профессиональной мотивации на педагогическую деятельность, совмещении учебы в вузе с работой в школе, практической работы с достаточно высокими результатами в оценках обучаемых учащихся.

В новых условиях не может быть до конца успешным в полной самореализации потенциальных возможностей человек исполнительского, «ведомого» склада установок поведения и деятельности. В отличие от прежних установок предпринимательства, нацеленных на организацию ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА материального пространства и оценок успешности по конечным результатам материального производства, приходит новая структура мониторинга успешности. В основе ее лежит проектирование процессов формирования целей и поэтапных действий по их осуществлению, построенных по технологическим принципам. Таким образом, проектирование образовательной траектории студента или профессиональной карьеры преподавателя вуза на основе метода портфолио из инструмента решения внешней проблемы становится как инструментом достижения успешности, так и одной из оценочных норм компетентностей конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

Приложение 2 Методические разработки по содержанию портфолио в вузе

Методическая разработка 1.


documentaoycpav.html
documentaoycwld.html
documentaoyddvl.html
documentaoydlft.html
documentaoydsqb.html
Документ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНОЧНО-АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА